ФОРМИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ТО И JP ПЛАНЕРА
Методология .формирования программ. В настоящее время разработаны. и введены в действие • межотраслевые (МАП и — МГА) требования к программам ТО и Р самолета [24]. Кроме •того, созданы отраслевые методики формирования программ ТО и Р самолета, его ФС и планера [22, 23, 28]. Применительно ж планеру целью программы его ТО и Р является поддержание щ восстановление. исправности и работоспособности конструкции и ее отдельных элементов для обеспечения безопасности полетов, регулярности ;вылетов, эффективности использования самолета при минимальных трудовых и финансовых затратах на ТО. и Р.
Под программой ТО и Р понимается документ, устанавлива — дощий стратегии, количественные характеристики видов ТО и Р. и порядок их корректировки на протяжении срока службы.
Типовая. структура программы ТО и Р планера (рис. 3.5) •соответствует общим требованиям к программе ТО и Р самолета [22]. Показатели для оценки эффективности и оптимизации программы ТО :и’Р планера представлены в табл. 3.2.
В настоящее время общепризнано, что для решения проблемы повышения эффективности процесса технической эксплуата — щии (ПТЭ) серийных и вновь создаваемых самолетов необходимы целевые программы ТО и Р, действующие в течение всего периода создания ж эксплуатации самолета вплоть до его списания [16] и базирующиеся на использовании стратегий ТО и Р по состоянию.
Использование стратегии ТО и Р по наработке базируется па действующей :в настоящее время системе испытаний и подтверждения, назначенного ресурса планера. При этом подтверждение назначенного ресурса, увеличение межремонтных ресур-
сов осуществляются поэтапно в течение всего периода эксплуатации парка самолетов. Главный недостаток такой системы — ограниченный объем данных о конструктивно-эксплуатационных свойствах планера на ранних этапах его создания и эксплуатации. Это сдерживает использование методов ТО и Р по состоянию.
Т а б ли ца 3.2
Показатели эффективности программы ТО и Р
•*.*-Рассматриваемые показатели вычисляют только для тех случаев; когда ТО и Р планера оказывает доминирующее влияние на простои самолета. |
■ Требуемый объем информации для внедрения прогрессивных ‘стратегий ТО и Р может быть получен путем увеличения объема ресурсных испытаний, проведения испытаний на живучесть. .Для информационного обеспечения процесса построения программ ТО и Р планера, базирующихся на использовании стратегий ТО и Р по состоянию, рекомендуется структура, представленная в табл. З.’З.
Таблица 3.3
Условные обозначения: ф ■— располагаемая информация; О — потребная информация; Д — располагаемая и потребная информация
Конструкция планера обладает всеми присущими сложным техническим системам особенностями: наличием единой функциональной цели, управляемостью критериев эффективности, взаимосвязью элементов, иерархическим характером, структуры. Все это требует использования системного подхода к построению программы ТО и Р планера. Метод базируется на исследовании прочностных свойств конструкции, исследовании условий эксплуатации и обязательном выполнении требований к эффективности программы ТО и Р самолета в целом. Построение программы ТО и Р планера осуществляется на взаимосвязанных между собой уровнях элементов, зон, планера в целом’ и парка самолетов.
Однотипность задач, решаемых на каждом из этапов построения программы ТО и Р (ТЗ — макет — рабочее проектирование — производство — испытания — эксплуатация), предполагает возможность использования типового цикла, пригодного, для реализации на любом из указанных этапов.
На уровне элементов определяют и рассчитывают: физическую сущность отказов;
ресурс, параметры допустимых повреждений и живучесть-;; вероятность обнаружения повреждений неразрушающими методами контроля;
влияние повреждений на безопасность и регулярность полетов;
стратегии и режимы (периодичность) ТО и Р; трудоемкость, стоимость и продолжительность работ по ТО и Р, в том числе и операций контроля;
показатели эффективности программы для различных вариантов использования стратегий, режимов ТО и Р и средств контроля;
оптимальные варианты ТО и Р.
На уровне зон планера оценивают: число опасных элементов в данной зоне; возможность группировки однотипных работ ТО и Р элементов, расположенных в данной зоне.
На уровне планера оценивают и выбирают: число опасных зон (формируется перечень опасных зон); возможность группировки локальных режимов- (периодичностей) ТО и Р элементов и зон в общие режимы’для планёра ві целом;
варианты программы ТО и Р для совокупности элементов;; показатели эффективности вариантов программ’ ТО и Р планера.
На уровне парка самолетов анализируют и определяют: влияние допустимых повреждений на уровень безопасности: полетов с учетом заданных требований; ;.
характеристики (количество и наработка) выборочного контроля планера;
эффективность, в том числе — экономический’ эффект от реа — 76
3.6. Алгоритм построения программы ТО и Р планера |
лизадии вариантов программы ТО и Р в конкретном эксплуатационном подразделении ГА. , .. …
Методика построения программы ТО и Р включает три уровня (рис. 3.6).
Оценка эффективности и оптимизации вариантов программ.
Программа ТО и Р планера является структурной единицей бот лее низкого уровня, чем программы ТО и Р самолета. Поэтому эффективность программы ТО и Р планера следует оценивать, по влиянию на эффективность программы ТО и Р самолета или эффективность ПТЭ парка самолетов. Для оценки эффективности программы ТО и Р планера используется совокупность пот казателей, предлагаемая в (24]. В отдельных случаях можно
■оценивать эффективность программы ТО и Р на любом уровне, используя лишь один из критериев. В частности, в качестве целевой функции молено использовать минимальные удельные трудовые или материальные затраты на ТО и Р (туд или суд), а остальные критерии применять в качестве ограничений по безопасности полетов, регулярности вылетов и использованию самолета (‘Qkc, Р в, Ки).
Таким образом, в качестве целевой функции молено использовать любое из требований, задаваемых для оценки эффективности программы ТО и Р. Однако более предпочтительной является оценка эффективности по совокупности показателей, тем более что среди них есть также разнородные показатели, характеризующие безопасность полета и удельную трудоемкость ТО и Р. Такой подход обоснован и изложен в 1[24] применительно к оценке эффективности программы ТО и Р для парка самолетов на основе моделирования полумарковского процесса. Рекомендации работы (24] широко используются, поэтому здесь основное внимание будет уделено вопросу возможности не только оценки эффективности, но и оптимизации вариантов программы ТО и Р планера.
Оценку эффективности и выбор оптимального варианта программы ТО и Р целесообразно выполнять на 3 уровнях. При этом на уровнях элементов и планера предлагается использовать многокритериальный метод «локальной» оптимизации, а на уровне парка самолетов проводить оценку эффективности в соответствии с методом моделирования ПТЭ |[29]. Рассмотрим более подробно особенности использования многокритериальной ■оптимизации программы ТО и Р на уровнях элементов. Для проведения такой оптимизации необходимо прежде всего сформировать для элемента планера варианты программы его ТО и Р, используя в качестве переменных следующие характеристики: стратегии ТО и Р; режимы (периодичность) ТО и Р и средства контроля.
Затем для каждого из вариантов определяют показатели эффективности.
В случае отсутствия аналитических зависимостей между переменными характеристиками программы ТО и Р и показателями ее эффективности можно рекомендовать использование метода балльных оценок в соответствии с подходами, указанными в (20]. Варианты программы ТО и Р в сочетании со значениями показателей эффективности для любого элемента планера можно представить в виде матрицы. Выбор оптимального варианта в этом случае будет относиться к классу задач многокритериального принятия решения (6, 20].
В данной книге для решения указанной задачи предлагается использовать метод ELECTRA (29, 20]. В литературе отмечается, что этот метод — один из наиболее отработанный для реали-
задии на ЭВМ и показательных даже в тех случаях, когда оценки вариантов не количественные, а качественные.
Преимущества метода применительно к оптимизации программы ТО и Р следующие:
возможность представления показателей эффективности вариантов программы ТО и Р элементов планера в смешанном виде. При этом они могут содержать величины, полученные расчетным путем, и балльные оценки, полученные методом экспертного опроса. Например, удельная трудоемкость ТО и Р может быть рассчитана, а вероятность попадания в катастрофическую ситуацию определена экспертным опросом;
учет «веса важности» каждого показателя эффективности и возможность варьирования приоритетом показателей относительно друг друга в соответствии с требованиями заказчика;
выявление в результате оптимизации лучшего варианта и ранжирование всех остальных по степени их эффективности.
Используя выкладки, изложенные в i[20], построим алгоритм процедуры оптимизации программы ТО и Р элементов планера следующим образом:
определяют перечень показателей Г = {yi… уп} эффективности программы ТО и Р (‘QKC, Рв, Кп, туд и т. д.);
назначают «веса важности» Wi каждого показателя у; при И
условии, что Б Wi = 1, где п — число показателей эффектив — / = 1
ности;
выбирают показатели, подлежащие максимизации Рв и минимизации (‘Qk. o Кп, Туд) ;
формируют исходную матрицу Е = {ei… еа} значений показателей всех вариантов программы ТО и Р:
УіУ2-Уп
Єї
__ ва»
где п и а — числа показателей и вариантов соответственно; осуществляют переход к единой шкале измерений:
‘•<•./ = Уы7 у Ду2ы, (3.3)
где і и I — места показателя в строке и в столбце.
Итогом этой операции является нормализованная матрица’;-
формируют взвешенную нормализованную матрицу ; -•
\Vi. i = Wiri:ii-, (3,4)
Щ
определяют согласованное и несогласованное множества по исходной матрице (пункт 4) в соответствии с выражениями:
Сее’ = {/’ | Уе/ <у/Л: (3.5)
! Dec’ = {/ІУе/ < Уе’і}, (3.6)
где е и е’ — пара вариантов, подлежащих сравнению’,’
.рассчитывают и формируют матрицу согласия
Сее’ = 2 TCysV/. (3.7)
/єСее’ 1 1
‘Индекс согласия (конкордации) Сее, отражает важность е над е7. Чем выше Сее,, тем более е пердпочтительнее е7; вычисляют и составляют матрицу несогласия
mas
/ є=77ее’ | Ке/
dec’ ~ -—-—————
mas
/Є
Чем больше dee,, тем е менее предпочтительно, чем е7; определяют матрицу предпочтения по согласованию. При этом вначале рассчитывается индекс согласования (порог сравнения) :
G="2 2 Сее і [п {а — 1)]; (3.9)
е = 1 Є ‘ = 1
составляют матрицу предпочтения по несогласованию. При этом вначале рассчитывается индекс несогласования (порог сравнения):
Р= 2 2 dee’l[n(a — 1)]. (3.10)
Є = 1 Є’ =1
Формируют обобщенную матрицу предпочтений (£7) путем совмещения матриц предпочтений по согласованию и несогласованию. Анализируют Е’ по вертикали и горизонтали, отбрасывая менее предпочтительные альтернативы. В результате строится орграф предпочтения вариантов. Пример расчета при многокритериальной оптимизации приведен в.§ 5.3.